В настоящее время всё больше предпринимателей рассматривают маркетплейсы в качестве дополнительного (нередко – основного) канала продаж. Однако те алгоритмы, которые считались эффективными несколько лет назад, сегодня работают совсем иначе. А иногда вообще не работают.
Означает ли подобная тенденция то, что современным продавцам лучше отказаться от торговли на электронных платформах? Ответ очевиден – нет.
Чтобы построить успешный бизнес в условиях маркетплейсов, необходимо заранее подготовиться к планируемой коммерческой деятельности. И в решении данного вопроса огромную пользу может принести аналитик торговых площадок. О том, чем занимается этот специалист, мы подробно расскажем в статье.
Какую роль играет аналитик в сфере онлайн-торговли?
Аналитика маркетплейсов можно считать, своего рода, «разведчиком», задачей которого является выявление, анализ и интерпретация больших объёмов информации. Ключевыми обязанностями специалиста являются:
- Сбор данных. Первый и самый ответственный этап – это сбор статистической информации на площадке. Это могут быть данные о величине продаж, соотношении просмотров и заказов, изменении прибыли и так далее.
- Анализ поведения пользователей. Какими товарными позициями интересуются больше всего? Как долго продукция лежит в потребительской корзине? Какие факторы определяют выбор покупателя? Эти и другие вопросы «лежат на плечах» аналитика маркетплейсов.
- Определение трендов. В полученной информации аналитик пытается найти различные тенденции и закономерности. Он определяет, какие товарные позиции, или же услуги, пользуются высоким уровнем спроса, и наоборот.
- Анализ имеющегося ассортимента. Аналитик тщательно следит за тем, какие товары из ассортимента продаются хорошо, а какие – плохо. В результате чего, он корректирует ассортимент магазина под актуальные потребности пользователей. Кстати, узнайте, что такое ассортиментная матрица и как ее правильно составить.
- Мониторинг деятельности конкурентов. Аналитик отслеживает поведение конкурентов на рынке, анализирует особенности их ценообразования, рейтинги и так далее.
Инструменты, которые используются специалистом в работе
Аналитик маркетплейсов обязан иметь в своём арсенале не только навыки анализа, но и эффективные инструменты для работы с информацией. К последним, в частности, относятся:
- Инструменты для визуализации данных – Google Charts, Excel Tableau и другие табличные редакторы, которые позволяют формировать удобные для восприятия дашборды.
- Яндекс.Метрика и Google Analytics – веб-аналитические инструменты, с помощью которых отслеживается поведение пользователей.
- Внутренние инструменты площадки – функционал, который доступен в личном кабинете каждого продавца.
- Прочие программы, предназначенные для проведения аналитики деятельности магазина в условиях маркетплейса.
Аналитические методы
Аналитика включает в себя множество методов, которые можно применять для обработки информации. Выбор оптимального метода определяется практическими задачами и целями аналитического исследования. Среди самых распространённых методов эксперты выделяют:
- Анализ временных рядов. Позволяет находить циклические и сезонные изменения в данных, а также выстраивать прогнозы на будущее.
- Регрессионный анализ. Позволяет определять взаимосвязь между несколькими переменными и предсказывать их значения.
- Сегментационный и кластерный анализ. Позволяет определять потребительские группы, для которых характерны общие интересы – в дальнейшем полученная информация применяется для разработки стратегий.
- ABC анализ. Помогает лучше понять, какие продукты важны для бизнеса, а какие могут быть менее приоритетными.
- Когортный анализ. Позволяет тщательно анализировать поведение групп покупателей, которые начали активно пользоваться товаром в одинаковое время.
Выбор правильного инструмента – залог точного анализа и эффективности управленческих решений, принимаемых для оптимизации бизнеса!