Нашу жизнь сегодня сложно представить без платежей в интернете. Покупка различных товаров, авиа- и железнодорожных билетов, оплата коммунальных услуг, разнообразных цифровых сервисов – для всех этих задач активно используется вывод валюты с эквайринга и другие платежные инструменты. Но что происходит «под капотом» онлайн-платежей? Куда попадают деньги после оплаты клиентом и нужны ли кассовые аппараты для фискализации платежей? Расскажем обо всем подробно в этом материале.
Как начать принимать платежи
Для приема оплат предприниматель должен открыть так называемый мерчант-счет — это специальный торговый счет, на который будут приходить платежи от клиентов с различных банковских карт и посредством других платежных методов в круглосуточном режиме.
Для открытия мерчант-счета нужно выполнить следующие шаги :
- Зарегистрировать учетную запись в системе. Для этого введите свой email-адрес или же авторизуйтесь при помощи Google-аккаунта.
- Зарегистрировать мерчанта. Для этого создайте мерчанта, выбрав страну регистрации ФЛП/юрлица или страну вашего проживания, если вы частное лицо.
- В процессе регистрации и активации мерчанта придется указать определенную финансовую и юридическую информацию про ваш бизнес.
- На финальном этапе для активации мерчанта необходимо подписать договор.
Как осуществляется платеж
Оплатить товар или услугу онлайн сегодня можно как на компьютере, так и с помощью мобильного устройства. Технологически процедура интернет-эквайринга осуществляется по следующей схеме:
- Клиент формирует заказ на сайте магазина или в мобильном приложении.
- Нажимает кнопку «Оплатить», выбрав опцию онлайн-оплаты.
- После этого покупателя перенаправляют на платежную страницу, где он вводит реквизиты своей карты.
- Данные карты, сумма оплаты и код операции пересылаются на сервер платежного провайдера. Далее запрос на оплату проходит два цикла: вначале с целью авторизации владельца карты, второй раз – для списания средств. В рамках первого цикла провайдер отправляет запрос на авторизацию в банк-эквайер. Стоит отметить, что обычно провайдер сотрудничает с несколькими банками-эквайерами, это повышает надежность процессинга и в определенных случаях снижает стоимость транзакции.
- Эквайер связывается с платежной системой (ПС), к которой привязана карта. Это может быть Visa, Mastercard, ПРОСТІР и другие.
- Платежная система обменивается данными с банком, который эмитировал карту, чтобы проверить ее валидность.
- Если банк поддерживает технологию 3D Secure, то выполняется дополнительная верификация при помощи ввода в специальном окне 3DS-пароля (обычно пароль приходит в SMS-сообщении).
- Если ответ по верификации позитивный, банк-эмитент отсылает подтверждение в платежную систему, далее – в банк, который отвечает за эквайринг, и, наконец, платежному провайдеру.
- Теперь провайдер заново отправляет запрос в банк-эквайер, в этот раз – для списания нужной суммы средств.
- Эквайер связывается с ПС, в рамках которой обслуживается карта.
- ПС пересылает запрос на списание банку-эмитенту.
- Если средств на карточном счету клиента достаточно, банк списывает нужную сумму и подтверждает транзакцию платежной системе.
- Далее подтверждение идет по цепочке: ПС > банк-эквайер > платежный провайдер.
- Последний оповещает магазин об успешном завершении операции.
- Покупатель видит на экране сообщение о том, что покупка оплачена.