Вряд ли найдется сейчас человек, ни разу не слышавший о таких крупных маркетплейсах как WildBerries, Ozon или Яндекс.Маркет. Количество покупателей и продавцов на этих площадках год от года только растет, что и понятно – это удобно и выгодно. При этом, оформляя заказ, клиент вряд ли задумывается, какую цепочку действий он запускает нажатием кнопки «оплатить». Тем более вряд ли в голове у него в этот момент возникает слово «фулфилмент». Тем не менее именно этот термин обозначает все, что происходит с продуктом, вплоть до вручения его в руки покупателя.
Торговля на маркетплейсах означает работу, причем не по самым щадящим правилам. Известные торговые площадки предъявляют к своим партнерам достаточно жесткие требования. В зависимости от выбранной продавцом схемы работы (FBO, FBS, DBS и пр.), продавец и маркетплейс распределяют обязанности между собой.
Какие функции выполняет фулфилмент
Представляя собой комплекс логистических услуг, фулфилмент для поставщиков маркетплейсов обязывает компанию полного цикла взять на себя:
- Прием и хранение поступающих от поставщиков, продавцов или производителей грузов;
- Учет находящейся на складе продукции;
- Обработку заявок;
- Упаковку и комплектацию заказов;
- Доставку;
- Обработку платежей;
- Работу с возвратами;
- Решение конфликтов.
В качестве дополнительных услуг могут предлагаться отслеживание местонахождения заказа, оформление товарных карточек перед размещением их на сайте, продвижение продукта и т.п.
Особенности фулфилмента для маркетплейсов
По сути маркетплейс представляет собой витрину, где поставщики и продавцы могут выставить свою продукцию. Однако этим дело не ограничивается. Не все продавцы имеют свои складские площади или курьерские службы доставки, поэтому сотрудничество между маркетплейсом и поставщиком может происходить по разным схемам фулфилмента.
Для мелкого бизнеса наиболее удобно сотрудничество по схеме FBO, в которой для хранения товаров и комплектации заказов используется склад фулфилмент-оператора, а для доставки заказа покупателю его же курьерская служба (или может быть заключен договор со службой доставки сторонней компании). Другими словами, продавец упаковывает, маркирует и привозит свой товар на склад маркетплейса. Груз размещается на складе, обрабатывается, по мере поступления заказа здесь же комплектуется посылка, после чего заказ отправляется к клиенту.
Представители среднего бизнеса часто выбирают схему FBS. В этом случае продавец упаковывает, маркирует и отгружает на склад маркетплейса то количество товаров, на которое уже есть заказы, а остальная партия продукции хранится у продавца. Далее заказ, попав в зону ответственности торговой площадки, комплектуется и отправляется к клиенту.
Крупные бизнесмены, как правило, владеют своими складскими мощностями и курьерскими службами, поэтому всю работу по заказу им проще и дешевле взять на себя. А вот размещение товаров на витрине известной торговой площадки таким предпринимателям очень выгодно, поэтому для сотрудничества в этом случае выбирается система DBS.
Таким образом, фулфилмент для маркетплейсов представляет собой целый комплекс логистических услуг – от приемки товара на склад до доставки заказа клиенту. Три основных схемы сотрудничества (FBO, FBS и DBS) позволяют сотрудничать с предпринимателями на разных уровнях развития бизнеса, а также снизить транспортные расходы и затраты на логистику. Разные фулфилмент-операторы предоставляют разный набор услуг. Выбор между ними должен основываться на репутации компании, спектре предоставляемых услуг, стоимости и доступности торговых площадок.